Перейти к оглавлению самоучителя для наркологических больных
Тут мы изложим суть одной главы из советской монографии профессора-нарколога. По этическим причинам, в связи с новым законодательством и авторскими правами, мы не можем привести этот текст в оригинальном виде. Поэтому, просто опишем в чем там смысл.
«Сейчас стало популярно мнение, что лечение алкоголизма следует начинать тогда, когда алкоголик сам изъявит желание. Обосновывают это мнение тем, что принудительное лечение дает более низкий результат, чем в группах, где больные сами захотели лечиться.
Но мы не согласны с этим мнением, учитывая некоторые моменты. Если мы знаем, что алкоголизм это болезнь, которую лечит психиатр, то как больной может решать, необходимо лечение или нет.
Разве можно ждать от больного с расстройством влечения разумного отношения к своей жизни? Поведение таких больных ничем не отличается от пациентов, охваченных бредом. Алкоголики не приходят к мысли о лечении до того момента, пока своими руками не натворят много бед.
Таким образом, ожидание личного желания — это ожидание более тяжелого статуса болезни и больших проблем в жизни человека.
Кроме того, алкоголизм наносит материальный и моральный ущерб обществу, вредит спокойной жизни семьи, уродует психику детей.
Какое же право мы имеем ждать согласия больного при таких исходных данных? Врачебная профессия предполагает милосердное отношение к больным, в первую очередь. И врачи должны отдавать себе отчет, что будет происходить, после того, как больной покинет кабинет.
Мы считаем, что позиция врача требует активной позиции в этом случае. Ведь врачи лучше других понимают, что влечет за собой алкоголизм.
Главной задачей психиатра является активное привлечение больного к осознанию и лечению. Мы должны применять все средства, которые применяем для уменьшения негативизма у иных психически больных людей, или для получения их согласия на лечение.
Все средства оправданы для этой цели! Иногда необходимо обратиться на работу больного, иногда — привлекать семью. Также имеет смысл обращаться к людям, имеющих авторитет для больного: коллегам, друзьям.
Нельзя считать алкоголика менее опасным, чем лицо, которое болеет венерическим заболеванием или инфицировано и есть риск заражения окружения. Во всех этих вариантах необходимо лечение, которое не зависит от решения пациента.
Диагноз алкоголизма должен сопровождаться обязательным лечением. Даже, если результат будет низкий. Даже кратковременная трезвость стоит всех потраченных усилий.
Лечение должно начинаться без согласия больного, при участии врача и семьи алкоголика. Вынужденная трезвость даст возможность больному хоть на время, но задуматься о том, что с ним происходит.
Необходимо предупредить жену, что такой подход вызовет у больного агрессию и отношения временно ухудшатся. Каждого больного надо лечить, привлекая к процессу весь его микросоциум.
Исключение можно сделать только для больных, у которых первая стадия и их алкоголизм носит тайный характер.
Остальные случаи, без исключения, должны быть рассмотрены в связке с микросоциумом больного. Нельзя забывать, что это проблема не столько медицинская, сколько социальная.
Алкоголик имеет множество расстройств, по причине которых он не может понять, что лечение — необходимо. У алкоголика катотимное мышление, отсутствует адекватная оценка своих действий.
Элемент принуждения должен вводиться как можно раньше.
Но помимо лечения, семья и врач должны заниматься перевоспитанием больного. Быть строгими, но при этом милосердными педагогами.
Внимательно надо отнестись к возможности угощения спиртным после лечения. Если семья наливает больному, то тут есть и вина врачей, которые плохо работали с окружением и не предупредили их».
Перейти к оглавлению самоучителя для наркологических больных
Добавить комментарий