Перейти к оглавлению самоучителя для наркологических больных
Как алкоголик меняется эмоционально
Эмоциональная жизнь алкоголиков теряет свое постоянство, гармонию, широту, дифференцированность, тонкость.
Помимо крайней неустойчивости и неуравновешенности эмоциональных проявлений, последние меняются и качественно. Наряду с плаксивостью, слабодушием — отмечается крайняя черствость, безразличие к судьбе и жизни близких, эгоизм, носящий самый прямолинейный, грубый, ничем не замаскированный характер.
Этот тот случай, когда алкоголик на людях страдает о том, что не может дать своей жене должный уровень жизни, но при этом даже не собирается что-то для этого делать. А попробуй его, тронь и упрекни, вам на голову выльется масса оскорблений.
Вместе с тем у многих пациентов, обычно в далеко зашедших случаях, отмечается и притупление эмоциональных проявлений. Они уже не плачут и не кричат особо.
Чувства алкоголиков поверхностны, несмотря на кажущуюся иногда искренность, и скоропроходящи.
Сегодня алкоголик может лить слёзы о детях, которых он оставляет без средств к существованию, а через некоторое время, даже не будучи в состоянии опьянения, он снова жесток и груб с детьми и женой, устраивает дикие сцены и драки по ничтожному поводу или даже без такового.
А часто, скандалы происходят от того, что он требует у жены денег на бутылку. И это тот самый человек, что вчера корил себя и рвал волосы на себе из-за того, что он загоняет семью в нищету.
В рассказах многих алкоголиков поражает удивительная озлобленность к семье и друзьям, которые, по мнению пациента, виноваты перед ним, вынуждая его так жить. Говорят они это сварливо, раздражительно.
Эти качества, впрочем, как и все другие эмоциональные проявления, крайне нестабильны, легко исчезают, чтобы после приступа внезапной доброты и любви к ближним проявиться вновь.
Эмоции таких больных определяют их поведение в большей степени, чем воля и интеллект, ввиду слабого контроля со стороны последних.
То есть, алкоголики действуют импульсивно. Не думают. Если алкаш расстроился, обиделся, то он может наворотить каких угодно пакостей. Отомстить, навредить, не особо задумываясь о последствиях.
Как у алкоголика исчезает воля
Колебания настроения лишают алкоголиков постоянства в поступках, что, по мнению Влассака, приводит к характерному для этой болезни безволию, с чем разумеется, не согласиться трудно.
Редко можно правильно предугадать, какое будет поведение алкоголика в той или иной ситуации. Всё будет определяться настроением минуты. Никакие прежние принципы для них уже не имеют значения.
Если в этот момент алкоголику обидно, то он не раздумывая ударит в лицо родного человека, например. Или, если ему сильно захотелось выпить, то он стащит у матери пенсионерки последние деньги.
То есть, у них отключена воля. Перетерпеть обиду или желание чего-то они никак не в силах.
Постепенно наступает эмоциональное огрубение алкоголиков. Сужается круг лиц, вызывавших чувства симпатии, привязанности, заботы. Тёплые чувства постепенно исчезают, их сменяет безразличие, легко замещаемое негативными эмоциями, возникающими без достаточных оснований. Алкоголик уже не может любить так глубоко, как раньше. И вести себя так, чтобы сохранить это чувство у другой половины.
Прежняя широкая гамма дифференцированных отношений исчезает. При возросшей амплитуде эмоциональных колебаний, многообразие эмоции заменено грубыми и в основном двухцветными аффектами.
Для алкоголика нет полутонов, одним словом. Нет вариантов. Он реагирует или истерикой или агрессией.
Полярность аффекта также диспропорциональна: обычно господствуют один из двух аффектов. Чаще всего это злобный крик, по самому ничтожному поводу.
Непостоянство эмоциональных реакций, которое есть сначала заболевания (в первое время почти все алкоголики — плаксивы и астеничны), приобретает в дальнейшем опасный характер, как для самого алкоголика, так и для окружающих его. Взорвался и всё, сразу реакция, воли сдерживать себя — у алкоголика нет…
Хроническое плохое настроение алкоголиков и самоубийства
Примером неустойчивости эмоционального фона могут быть дисфории(депрессивность) алкоголиков.
Неслучайно некоторые авторы рассматривают алкоголизм как смертельную болезнь, ввиду не только обычных несчастных случаев, но и не менее частых самоубийств.
В группе алкоголиков самоубийства примерно трехкратно превышают таковые в группе общей популяции одного возраста и пола. Только несостоявшиеся попытки к самоубийству отмечены у 45% из 1250 алкоголиков.
Самоповешение — типичный для алкоголиков способ самоубийства. Никак нельзя согласиться с теми авторами, которые видят в самоубийстве алкоголика — следствие осознания своей вины. Это абсолютно не так.
Во-первых, потому, что самоубийства чаще отмечаются в исходной(последней) стадии заболевания, когда критика к своему состоянию снижается до предела.
Во-вторых, самоубийства по времени приурочены к абстинентному синдрому, характеризующимся аффектом и ощущением дикой тоски и тревоги.
Субъективная мотивация этих неудавшихся попыток самоубийства — говорит лишь о рационализации.
Надо же как — то пояснить людям свои действия. Но логики нет в их чувстве вины, совершенно.
Например, о какой вине речь, если алкоголик пытается повеситься, оставляя жену с грудным ребёнком на руках и без средств к существованию? Или, алкоголик вешается, потому что не в силах платить ипотеку и ему плевать, что все платежи лягут на семью… Это вина?
Если видеть в самоубийстве признания и сознание вины, то самоубийства должны быть, по идее, более частые на второй стадии, причем, вне связи с абстинентным синдромом. На второй стадии они куда более мучаются совестью, нежели на третьей. На третьей они уже эмоционально отупевшие.
Нельзя без внимания отнестись к точке зрения Стрельчука. Он считает, что самоубийство — одно из проявлений угасания у алкоголиков социальных и биологических доминант: трудовой, самосохранения и прочее.
Также, нельзя не вспомнить тот факт, что попыток самоубийств на второй стадии — намного меньше, чем случаев жестокого избиения родных, применения насилия. А это та стадия, когда чувства ещё практически сохранны, в отличие от третьей.
Исчезновение принципов и последовательности в поведении у алкоголиков
В волевой сфере алкоголикам свойственна непоследовательность, непостоянство, недостаточность выдержанности, настойчивости. То есть, за что ни берутся, всё равно довести до конца не в состоянии.
Пьющие становятся недисциплинированными, разбросанными, легко внушаемыми. Они начинают менять убеждения как перчатки. Сегодня он ратует за коммунистов, а завтра выходит на путч, чтобы их свергнуть, например.
У них наблюдается ломка стереотипов поведения: они несдержанны, неспособны к длительным волевым усилиям, нетерпеливы.
Непоследовательность является не только результатом изначальной эмоциональной неустойчивости и недостатка воли.
Даже если до болезни человек отличался твердостью, последовательностью, если его поведение управлялась какими-либо принципами, то последующий образ жизни, который определяется лишь желанием напиться и возможностями осуществить это, приводит к тому, что человек, забыв обо всём, живёт по воле случая и момента.
Безволие — один из обязательных личностных дефектов алкоголика, некоторыми авторами объясняется неспособностью управлять своими привычками к пьянству.
Неустойчивость их эмоций, определяется не психологическими мотивами, а функциональными и органическими расстройствами высшей нервной деятельности.
Вследствие слабости основных нервных процессов, больные не в состоянии быть целеустремленными, решительными, настойчивыми, организованными, уравновешенными, то есть не обладают теми свойствами, которые необходимы для волевых действий.
Алкоголики становятся недисциплинированными, разбросанными, не самостоятельными, легко внушаемыми. Последнее может являться показателем развивающейся недостаточности интеллекта.
Простой пример: алкоголика уговаривают переписать квартиру в обмен на дом в деревне, обещая уход. И они соглашаются на такие мероприятия, очень часто. А потом гибнут в тех сёлах, потому что там негде работать, а «благодетель» их мигом бросает, получив нужные бумаги.
У них отсутствует цельность психики, выражающаяся в единстве сознания и деятельности, то есть, подчинение поступков поставленным целям.
Больные не владеют своим поведением, они не в состоянии подавлять легко возникающие, неподобающие в данный момент эмоции: их поведение приходит в конфликт с общественными требованиями, с прежними навыками самого больного.
Всё это ведёт к психологической перестройке стереотипа своего поведения, структуры и соотношения мотивов: то, что раньше не являлось определяющим, становится таковым. То, что раньше управляло поведением, теперь теряет своё значение.
Например, если раньше человек считал, что карьера — важней всего, то по мере деградации он «шутит»: «Зачем такая работа, которая мешает пить!». То же самое касается семейных ценностей. Алкоголик легко променяет семью на возможность напиваться без упрёков.
В нашей литературе 30-х годов(Родионов) имеются справедливые указания на сходство психики алкоголиков с детской психикой, особенно четко проявляющиеся в эмоциональной и волевой сферах. Внушаемость, склонность к подражательным действиям, непоследовательность, неконтролируемость аффективной сферы.
А вот в современной литературе некоторые авторы утверждают, что алкоголик имел все эти качества и ранее. И называют это зависимым расстройством личности. Если вы где-то наткнётесь на такие теории — не верьте. Это всё — гипотезы и к психиатрии отношения не имеет. Все деградации — приобретаются в процессе болезни и это — неоспоримый факт.
Перейти к оглавлению самоучителя для наркологических больных
Добавить комментарий